Адаптированные общеобразовательные программы

Цель реализации АООП НОО образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Задачи:
    • овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
    • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
    • достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
    • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
    • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
  • Адаптированная основная образовательная программа НОО ЗПР (вариант 7.1.)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1).Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы НОО. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся; • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; • минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО; • обеспечение доступности получения начального общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; • участие педагогических работников, обучающихся и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Содержание  адаптированной основной образовательной программы начального общего образования  для обучающихся с задержкой психического развития  отражает требования ФГОС НОО с ЗПР  и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск  — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общегообразования (далее ― АООП НОО) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Сроки реализации АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 4 года. Цель состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Целью адаптированной программы для обучающихся с умственной отсталостью ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Формирование целостной системы «сопровождения» каждого учащегося школы, направленное на решение образовательных задач, повышение эффективности качества обучения и воспитания; развитие жизненной компетенции детей с ограниченными  возможностями. Успешность реализации программы зависит от соблюдения следующих условий: — личностно-ориентированного подхода к ребенку; — создания благоприятной дружественной атмосферы в школьном коллективе, формирования здорового коллектива, психолого-педагогической поддержки ребенка; — обеспечение процесса самореализации и развития личности; — использование педагогической диагностики; — профессионализма педагогов; — программно-методического обеспечения. Адаптированная основная образовательная программа основного общего  образования для обучающихся с задержкой психического развития определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Цель  программы основного общего  образования для обучающихся с ЗПР: 1)обеспечение обучающихся доступным качественным образованием в объеме утвержденного Государственного образовательного стандартов; 2) создание образовательной среды: — для охраны и укрепления всех видов здоровья, с соблюдением психофизической  безопасности образовательного процесса; — для социализации личности обучающихся; — для сохранения и поддержки индивидуальности каждого школьника; — для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой (обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и навыков учиться – постоянно расширять границы своих возможностей). Задачами программы являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими основами наук, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля, культурой поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Приоритетом программы является формирование прочной учебной базы по всем общеобразовательным предметам основной ступени, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность последующего обучения. Адресность программы. Программа предназначена обучающимся 5-9 классов, успешно усвоившим образовательную программу начального общего образования. Уровень готовности обучающихся к усвоению программы определяется по следующим показателям: —  медицинским (отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе, 1-4 группы здоровья); — психологическим (соответствие уровня психического развития ребенка возрастным нормам); — педагогические (по результатам успешного овладения предметами образовательной программы в начальной школе). Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни. Исходя из этого,  цель воспитательной работы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации. Задачи коррекционно-воспитательной работы:
      • Создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с ОВЗ.
      • Формирование нравственности, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.
      • Развитие потребности в здоровом образе жизни.
      • Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
      • Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков и выработка адекватных профессиональных намерений.
      • Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.
  • Адаптированная воспитательная программа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(УО)
Цель программы:  создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально – экономических условиях; помочь воспитанникам понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности, прививать положительное отношение к окружающей действительности, сформировать устойчивую убеждённость в ответственности за своё здоровье, навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду. Задачи программы:
      •   укрепление физического и психического здоровья воспитанников; формирование социально – бытовых знаний, умений и навыков;воспитание правовой культуры; развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры; формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.
  • Адаптированная дополнительная программа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Цель программы: комплексное воздействие на ребенка, его развитие   с целью реабилитации и социальной адаптации средствами дополнительного образования. Задачи программы: Цели  и  задачи  реализации Программы (соответствуют  п.п. 1.5, 1.6 ФГОС ДО):
    1. повышение социального статуса дошкольного образования;
    2. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
    3. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
    4. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
    5. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
    6. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
    7. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями,  развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
    8. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    9. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
    10. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
    11. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
    12. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.