Адаптированные общеобразовательные программы

Цель реализации АООП  образования обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Задачи:

    • овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

    • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

    • достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

    • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

    • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  тяжелыми и множественными нарушениями развития  ФГОС   УО(вариант 2)  

    Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

    Задачи реализации адаптированной образовательной программы

    • Изучение и учет образовательных потребностей, а также познавательных интересов и способностей обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

    • обеспечение непосредственного участия каждого учащегося во всех видах учебной деятельности для формирования социокультурной воспитательной среды, самовыражения и саморазвития;

    • Коррекция и развитие личности ребенка путем формирования опыта общественных отношений, умений, навыков, привычек социально- нормативного, адаптированного поведения;

    • сохранение и укрепление здоровья детей, организации мониторинга физического здоровья учащихся и условий здоровьесберегающей организации учебного процесса;

    • обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательном процессе;

    • достижение уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускнику школы для последующей социальной адаптации и интеграции в обществе;

    • улучшение материальных, кадровых и методических условий социально- бытовой подготовки, коррекционно-развивающего обучения и воспитания, трудового обучения учащихся;

    • усиление социальной поддержки обучающихся.

    Успешность реализации цели программы зависит от соблюдения следующих условий:

    • личностно-ориентированного подхода к ребенку;

    • создания благоприятной дружественной атмосферы в школьном коллективе, формирования здорового коллектива, психолого-педагогической поддержки ребенка;

    • обеспечение процесса самореализации и развития личности;

    • использование педагогической диагностики;

    • профессионализма педагогов;

    • программно-методического обеспечения.

  • Адаптированная основная образовательная программа НОО ЗПР (вариант 7.1.)

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1).Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме.

Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы НОО.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.

Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

 

Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО;

• обеспечение доступности получения начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• участие педагогических работников, обучающихся и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Содержание  адаптированной основной образовательной программы начального общего образования  для обучающихся с задержкой психического развития  отражает требования ФГОС НОО с ЗПР  и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.), (ФГОС ОВЗ) 

Цель реализации адаптированной основной образовательной программы  начального общего образования определяется ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.  Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования  обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и предполагает  решение следующих задач:

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

  • формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);

  • создание специальных условий для получения образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с РАС с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с  РАС.

  • Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования для детей с задержкой психического развития

  • Адаптированная  основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Цели  и  задачи  реализации Программы (соответствуют  п.п. 1.5, 1.6 ФГОС ДО):

    1. повышение социального статуса дошкольного образования;

    2. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

    3. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;

    4. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    5. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    6. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

    7. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями,  развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    8. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    9. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

    10. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

    11. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    12. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.